Вы здесь

«Диана», «Гарпун» и «Кактус» против нарушителей

ГАИ

В отличие от соседней России белорусские водители считаются достаточно законопослушными. Строгие требования ГАИ, формировавшаяся много лет культура вождения в нашей стране сделали свое дело: большинство белорусских водителей соблюдает правила дорожного движения. Однако, как известно, от дурака защиты нет, и отморозки встречаются везде. В таких случаях задача ГАИ - максимально быстро и, главное, безопасно остановить нарушителя. В этом гаишникам помогают так называемые средства принудительной остановки (СПО). И тут важно понять, в каких именно случаях пора применять устройства с милыми названиями типа «Диана»…

Каждый такой случай - индивидуальный, и окончательный выбор рычагов давления лежит на плечах сотрудников ГАИ. В памяти всех автолюбителей еще свеж случай, произошедший вечером 2 марта 2008 года на 8-м километре трассы Минск - Микашевичи. В тот день, чтобы остановить пьяного водителя Ментюка, несущегося со скоростью 180 км/ч, инспекторы перегородили дорогу… легковыми автомобилями с людьми. Гаишники посчитали, что применение «ежа» в тот момент было опасным и неоправданным. В результате пострадали ни в чем неповинные люди. Двое гаишников, участвовавшие в выставлении «живого щита», были приговорены к двум годам лишения свободы условно с отсрочкой на три года, в отношении еще двоих сотрудников ГАИ уголовное дело было прекращено. В своем последнем слове обвиняемые вины не признали. «Мы все стали заложниками ситуации, - заявил один из обвиняемых Алексей Лихторович. - Мы пытались сделать все в тех очень узких временных рамках, которые нам были предоставлены, чтобы остановить машину нарушителя. Мы просто не успели…»

Если водитель создает реальную опасность жизни и здоровью людей и не подчиняется неоднократным законным требованиям сотрудника милиции остановиться, для остановки машины возможно применение огнестрельного оружия. С этим дело обстоит еще хуже. Это только в кино полицейские прямо на ходу стреляют по движущемуся впереди автомобилю, попадают в колесо и останавливают авто. В жизни все гораздо сложнее: целясь в колесо, можно попасть в водителя-нарушителя, совсем не желая того…

КОГДА МОЖНО ПРИМЕНИТЬ СПЕЦСРЕДСТВО?

Согласно инструкции, перед использованием спецустройств сотрудники ГАИ должны попробовать все более лояльные способы остановки. Например, использовать специальные световые и звуковые сигналы, громкоговорящие установки, жесты рукой или жезлом. Только после этого можно применять более эффективные, но вместе с тем и более опасные средства. Как правило, такие устройства не применяют при остановке автобусов и грузовиков, дипломатического автотранспорта, мотоциклов и мопедов. Не рекомендуется применять СПО на участках дорог с ограниченной видимостью, железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях.

ЧЕМ ГАИ ОСТАНАВЛИВАЕТ АВТОМОБИЛИ НАРУШИТЕЛЕЙ?

На сегодняшний день для остановки автомобилей нарушителей белорусские гаишники применяют спецсредства «Диана», «Барьер», «Гарпун» и «Кактус». Все они имеют схожую конструкцию и принцип действия, когда все четыре колеса машины прокалываются, она теряет скорость и останавливается. Опасность может заключаться в том, что движущийся с большой скоростью автомобиль с проколотыми колесами теряет управление и может перевернуться, улететь на встречную полосу или в кювет.

«Диана» - специальная гибкая лента с полыми металлическими шипами. Такое устройство без проблем помещается в багажник автомашины и в течение буквально 30 секунд разворачивается на дороге даже силами одного сотрудника. Работает устройство очень эффективно: полые шипы моментально пробивают в автомобильной покрышке небольшие кружки, колесо спускает, машина быстро останавливается. Раньше «ежи» должны были быть на всех стационарных постах ГАИ - задержать нарушителя при помощи такого устройства не составляло особого труда. В настоящее время стационарные посты упразднили. Даже вокруг Минска их осталось только два - на Брестском и Московском направлениях. По существующим нормам МВД минимум одна единица такого спецустройства в обязательном порядке должна быть в дежурной части любого отдела милиции.

Средство принудительной остановки (СПО) «Барьер» отличается от аналогов повышенной прочностью и износоустойчивостью, простотой в эксплуатации (достаточно одного человека для установки этого средства на дороге) и эффективностью, которая достигается особой конструкцией воздухоотводящих штырей из легированной стали. Время оперативной установки СПО в рабочее состояние не превышает пяти секунд.

Автозаградитель «Гарпун» представляет собой закрытый коробчатый контейнер-станок с шипами, которые выстреливают поперек дорожной полосы заграждением с шипами. Источник энергии - монтажный патрон, используемый в строительстве для забивания дюбелей. Отделяющиеся от ленты и остающиеся в колесе полые шипы заграждения обеспечивают прокол шины толщиной резины до 50 мм, даже при наличии в ней специального герметика.

Не меньшей популярностью у пограничников и гаишников пользуется устройство для принудительной остановки «Кактус» - стальная «змея-гармошка», оснащенная десятками острых шипов высотой до 10 см и достигающая длины от 3 до 7 м.

КТО МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ СПЕЦСРЕДСТВА?

- сотрудники ГАИ,
- пограничники,
- таможенники,
- некоторые работники исправительных учреждений,
- сотрудники инспекции охраны животного и растительного мира.

ЧЕМ В БЕЛАРУСИ БУДУТ ОСТАНАВЛИВАТЬ НАРУШИТЕЛЕЙ ЗАВТРА?

Еще год назад сотрудники ГАИ поделились с журналистами планами о закупке специальных сетей английского производства для остановки автомобилей-нарушителей. Устройство раскатывается на дороге перед преследуемой машиной и наматывается на колеса, снижая скорость. В отличие от шипов сеть обеспечивает безопасность людей, находящихся в преследуемой машине, а также других участников дорожного движения. Но, судя по всему, время внесло свои коррективы: на дворе уже 2010 год, а образцы сетей в Беларусь до сих пор не доставлены и не апробированы.