Вы здесь

Генплан и демография

Динамика роста Минска беспрецедентна. Трудно назвать другой европейский город, который за 65 послевоенных лет увеличил свою численность более чем в 10 раз. И это при средних для Европы размерах страны (207,6 тыс. кв. км) и весьма скромной численности населения (9,489 млн. человек).

Можно было бы как-то объяснить постоянное увеличение численности Минска при общем демографическом росте страны. Но все более странным выглядит бурный рост этого показателя при сокращении населения республики, начавшемся в 90-х годах прошлого столетия. Из всех административно-территориальных единиц республики только Минск продолжает расти.

За период между переписями численность населения Минска возросла с 1.680 до 1.828 тыс. чел. (108,8%) то есть за год прирост в среднем составлял 14-15 тыс. Но темпы роста увеличиваются. На 1 февраля 2010 г., по данным Белстата, по сравнению с этой же датой 2009 г. численность возросла на 29 тыс. чел. Если такая динамика сохранится, то через 10 лет население Минска достигнет примерно 2.150 тыс. чел.

Похоже, столичные власти находятся в плену указанных тенденций, считают их естественными и делают все, чтобы их закрепить. Новый генеральный план города - тому подтверждение.

Та информация, которая появляется в СМИ, позволяет предположить, что у авторов генерального плана Минска столица государства ассоциируется только с понятием "мегаполис". Хотя в мировой практике столиц-мегаполисов не так уж много, а в таких скромных странах, как наша, они вообще отсутствуют. Чаще столицы - это достаточно небольшие по численности города, выполняющие представительские и административные функции. Тем более численность жителей столиц находится в таком же скромном соотношении с остальной численностью населения государств.

В Европе только около 8% населения проживает в столицах, причем в странах Восточной Европы этот показатель составляет 9,1%, Западной - около 7%, Северной - 13,3%, Южной - 7,2%. Очевидно, что концентрация населения в столице не характерна для Европы.

Доля столичного населения в Беларуси сегодня составляет уже 19,3%. То есть с учетом пригородов в столичной агломерации сейчас проживает более пятой части населения республики. Минск урбанизируется в ущерб периферийной части страны. Ни один город республики не сопоставим со столицей. Самый крупный город после Минска - Гомель - имеет численность почти в четыре раза меньшую.

В начале 90-х годов у специалистов была уверенность, что в новых условиях независимого государства рост столицы прекратится. Повсеместно будут развиваться регионы, как города, так и села. Почему получается все с точностью до наоборот, следует внимательно проанализировать.

Может ли наше государство позволить устраивать столичную агломерацию с численностью ядра 2 млн. человек при оскудении людских ресурсов в остальных городах и на селе? Демографический прогноз предполагает уменьшение численности населения в стране в 2030 г. ниже отметки 8.500 тыс. чел. (http://www.polit.ru/re- search/2009/10/21/demoscope391.html). То есть в столице предполагается проживание более четверти населения республики, а с учетом городов-спутников и пригородов - и того больше.

Для Беларуси наиболее подходила бы градостроительная концепция линейного расселения вдоль транспортных коммуникаций. Этот принцип может обеспечить сравнительно равномерное расселение и создаст четкий планировочный каркас страны. Территориальное развитие столицы в виде растекающегося масляного пятна является в современной градостроительной практике явным анахронизмом. Рациональным и наиболее благоприятным следует считать лучевое развитие города вдоль "вылетных" магистралей с вхождением в глубину городской ткани ландшафтных территорий, лесных массивов и аграрных территорий.

Складывается впечатление, что разработка генерального плана Минска осуществлялась без учета всей территории республики. Для Беларуси подобное недопустимо, поскольку плотность населения 45,7 чел./кв. км - весьма низкий показатель среди европейских стран (средний показатель - 73,3 чел./кв. км с учетом практически необитаемых территорий части северных стран). Необходима серьезная программа расселенческой стабилизации страны при общей демографической стагнации. Республика должна рационально использовать людской ресурс, с оптимизацией миграционных процессов. Цель программы - обеспечить условия закрепления населения по всей территории республики со сдерживанием концентрации его в центре, у столицы. Программой должны быть созданы условия, чтобы люди переселялись из Минска в другие места республики, в том числе и в сельскую местность. Это во многом политическая и градостроительная задача.

Разрабатывать генеральный план столицы необходимо в общем контексте всей республики. Ошибочно локально подходить к данной территории, не учитывая развития регионов. Проектирование столицы должно быть делом всей республики, его населения и экономики. Иначе социальные и экономические результаты могут быть весьма плачевными.

Юлиан КАМЛЮК, г. Минск